Родилась
16 ноября 1947 г. в д.Мари-Китня (Марий Китня) ныне Мари-Турекского р-на РМЭ в
крестьянской семье. После окончания 8 классов Мари-Турекской средней
школы в 1963 г. поступила на театральное отделение Йошкар-Олинского
культпросветучилища. В феврале 1967 г. была принята в труппу Маргостеатра
им.М.Шкетана. Первой ролью молодой актрисы стала роль Марины в комедии
М.Рыбакова «Томаша» («Суета», 1967). В 1969 г. Н.Османова поступила на
актерское отделение Государственного института театрального искусства
им.А.В.Луначарского, на курс профессора П.В.Лесли. После завершения учебы в
1974 г. поступила в труппу Марийского государственного
музыкально-драматического театра им.М.Шкетана. Роли Н.Османовой в дипломных
спектаклях курса — Чузаева (В.Иванов «Вашпижмаш» / Схватка), Наташа (В.Киршон
«Суапле сплав» / Благородный сплав) — показали большой творческий потенциал
молодой актрисы, ее темперамент и азартность. Творческим экзаменом стала для
Н.Османовой роль Альбины Нурминской в драме С.Николаева «Комиссарын чапше»
(«Честь комиссара», 1974). Избежав соблазна работать одной краской, она создала
сложный образ врага в штабе революционеров, раскрыв при этом и несчастливую
женскую судьбу героини. Отражением творческого роста актрисы стала работа над
ролью Рашели в спектакле режиссера М.Сулимова «Васса Железнова» (1976). Рашель
— Н.Османова стала достойным оппонентом главной героини пьесы, роль которой
исполнила Р.Руссина. Н.Османова — актриса, тонко чувствующая и умеющая передать
своей игрой жанрово-стилистические особенности драматургического материала.
Актриса создала галерею драматических образов, убедительно и подробно
раскрывающих различные женские судьбы — Адела (Ф.Г.Лорка «Пачемыш пыжаш» / Дом
Бернарды Альбы, 1977), Сасканай (В.Регеж-Горохов «Кугезе муро» / Песня предков,
1979), Олика (М.Рыбаков «Чодыра мÿй» / Дикий мед, 1980), Люся (В.Распутин
«Пытартыш кече» / Последний срок, 1987), Буркова (К.Коршунов «Шарнет, Элиса?» /
Помнишь, Элиса?, 1987) и др. Среди ролей этого плана особенно выделяется
роль Комиссара в «Оптимистической трагедии» Вс.Вишневского (1980), в которой
актриса раскрыла путь становления революционного лидера. Убедительна и
органична актриса и в комедийных ролях, о чем свидетельствуют такие образы, как
Марина (С.Николаев «Салика», 1976), Елук (В.Регеж-Горохов «Почан шÿдыр» / Хвост
кометы, 1989), Тамара (М.Рыбаков «Мокмыр» / Похмелье, 1990) и другие. Заметной
вехой в творческой биографии актрисы стала роль Женщины в комедии А.Гельмана
«Скамейка» («Пиалем, ит кодо!..», 1988). Вместе с исполнителем роли Мужчины
Г.Копцевым она передала гамму тончайших, психологически точно прорисованных и
постоянно меняющихся чувств. Н.Османова — мастер эпизода, актриса умеет и в
небольшой сцене осветить судьбу своей героини, ярко обозначить индивидуальные и
социальные характеристики: хозяйка (Б.Васильев «Ӱжара нöлтмö годым» / А зори здесь тихие, 1986), «корова» (Н.Игнатьев «Савик»,
1989) и другие. В 1991 г. Н.Османова перешла на работу в Марийский ТЮЗ, где проработала
до 2003 г. Основную работу она совмещала с педагогической деятельностью, в
1991—1999 гг. преподавала сценическую речь на театральном отделении
Музыкального училища им. И.С.Палантая, а затем — Марийского республиканского
колледжа культуры и искусств, выходила на сцену, играя в спектаклях вместе со
своими учениками. Н.Османова, актриса широкого творческого диапазона, в
тюзовский период творчества перешла в основном на возрастные и характерные
роли. К их числу можно отнести роли Унавий (С.Николаев «Айвика», 1991), Сидыр
вате и Сапани (М.Шкетан «Эх, илышет, шеремет!..» / Эх, ты, жизнь наша!..,
1991), Оклина (Г.Гордеев «Пöртыл, ÿдырем!..» / Доченька, вернись!.., 1994),
Настачи (Г.Гордеев «Илаш гын илаш» / Жить так жить, 1995) и т.д. Творческим
взлетом и прорывом стал для актрисы моноспектакль «Чыган ÿдыр» по повести
И.Митрофанова «Цыганское счастье» в постановке О.Иркабаева (1994). Это был
вдохновенный рассказ о судьбе цыганки, нашедшей и потерявшей свое женское
счастье. В 1996 г. Н.Османовой было присвоено почетное звание «Заслуженный
артист Республики Марий Эл». Н.Османова обладает хорошими вокальными данными, с
2003 г. она является солисткой и режиссером фольклорного ансамбля «Аршаш».
Прикрепления: Картинка 1